Действия, приводящие к неправомерному овладению конфиденциальной информацией.

Отношение объекта (фирма, организация) и субъекта (конкурент, злоумышленник) в информационном процессе с противоположными интересами можно рассматривать с позиции активности в действиях, приводящих к овладению конфиденциальными сведениями. В этом случае возможны такие ситуации:

     владелец (источник) не принимает никаких мер к сохранению конфиденциальной информации, что позволяет злоумышленнику легко получить интересующие его сведения;

     источник информации строго соблюдает меры информационной безопасности, тогда злоумышленнику приходится прилагать значительные усилия к осуществлению доступа к охраняемым сведениям, используя для этого всю совокупность способов несанкционированного проникновения: легальное или нелегальное, заходовое или беззаходовое;

промежуточная ситуация – это утечка информации по техническим каналам, при которой источник еще не знает об этом (иначе он принял бы меры защиты), а злоумышленник легко, без особых усилий может их использовать в своих интересах.

В общем факт получения охраняемых сведений злоумышленниками или конкурентами называют утечкой. Однако одновременно с этим в значительной части законодательных актов, законов, кодексов, официальных материалов используются и такие понятия, как разглашение сведений и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.

1.  Разглашение – это умышленные или неосторожные действия с конфиденциальными сведениями, приведшие к ознакомлению с ними лиц, не допущенных к ним.

Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, утере и в других формах обмена и действий с деловой и научной информацией. Реализуется разглашение по формальным и неформальным каналам распространения информации. К формальным коммуникациям относятся деловые встречи, совещания, переговоры и тому подобные формы общения: обмен официальными деловыми и научными документами средствами передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф и т.д.). Неформальные коммуникации включают личное общение (встречи, переписка), выставки, семинары, конференции и другие массовые мероприятия, а также средства массовой информации (печать, газеты, интервью, радио, телевидение). Как правило, причиной разглашения конфиденциальной информации является недостаточное знание сотрудниками правил защиты коммерческих секретов и непонимание (или недопонимание) необходимости их тщательного соблюдения. Тут важно отметить, что субъектом в этом процессе выступает источник (владелец) охраняемых секретов.

Следует отметить информационные особенности этого действия. Информация содержательная, осмысленная, упорядоченная, аргументированная, объемная и доводится зачастую в реальном масштабе времени. Часто имеется возможность диалога. Информация ориентирована в определенной тематической области и документирована. Для получения интересующей злоумышленника информации последний затрачивает практически минимальные усилия и использует простые легальные технические средства (диктофоны, видеомониторинг).

2.  Утечка – это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым она была доверена.

Утечка информации осуществляется по различным техническим каналам. Известно, что информация вообще переносится или передается либо энергией, либо веществом. Это либо акустическая волна (звук), либо электромагнитное излучение, либо лист бумаги (написанный текст) и др. С учетом этого можно утверждать, что по физической природе возможны следующие пути переноса информации: световые лучи, звуковые волны, электромагнитные волны, материалы и вещества. Соответственно этому классифицируются и каналы утечки информации на визуально-оптические, акустические, электромагнитные и материально-вещественные. Под каналом утечки информации принято понимать физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которого последний может получить доступ к охраняемым сведениям. Для образования канала утечки информации необходимы определенные пространственные, энергетические и временные условия, а также наличие на стороне злоумышленника соответствующей аппаратуры приема, обработки и фиксации информации.

3. Несанкционированный доступ – это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым секретам.

Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальной информации реализуется различными способами: от инициативного сотрудничества, выражающегося в активном стремлении «продать» секреты, до использования различных средств проникновения к коммерческим секретам. Для реализации этих действий злоумышленнику приходится часто проникать на объект или создавать вблизи него специальные посты контроля и наблюдения – стационарных или в подвижном варианте, оборудованных самыми современными техническими средствами.

Если исходить из комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности, то такое деление ориентирует на защиту информации как от разглашения, так и от утечки по техническим каналам и от несанкционированного доступа к ней со стороны конкурентов и злоумышленников.

Такой подход к классификации действий, способствующих неправомерному овладению конфиденциальной информацией, показывает многогранность угроз и многоаспектность защитных мероприятий, необходимых для обеспечения комплексной информационной безопасности.

С учетом изложенного остается рассмотреть вопрос, какие условия способствуют неправомерному овладению конфиденциальной информацией. В литературе указываются следующие условия:

     разглашение (излишняя болтливость сотрудников) – 32%;

     несанкционированный доступ путем подкупа и склонения к сотрудничеству со стороны конкурентов и преступных группировок-– 24%;

отсутствие на фирме надлежащего контроля и жестких условий обеспечения информационной безопасности – 14%;

• традиционный обмен производственным опытом – 12 % ;

• бесконтрольное использование информационных систем – 10%;

• наличие предпосылок возникновения среди сотрудников конфликтных ситуаций – 8%;

а также отсутствие высокой трудовой дисциплины, психологическая несовместимость, случайный подбор кадров, слабая работа службы кадров по сплочению коллектива.

Среди форм и методов недобросовестной конкуренции находят наибольшее распространение:

    экономическое подавление, выражающееся в срыве сделок и иных соглашений (48%), парализации деятельности фирмы (31%), компрометации фирмы (11%), шантаже руководителей фирмы (10%);

    физическое подавление: ограбления и разбойные нападения на офисы, склады, грузы (73%), угрозы физической расправы над руководителями фирмы и ведущими специалистами (22%), убийства и захват заложников (5%);

    информационное воздействие: подкуп сотрудников (43%), копирование информации (24%), проникновение в базы данных (18%), продажа конфиденциальных документов (10%), подслушивание телефонных переговоров и переговоров в помещениях (5 %) , а также ограничение доступа к информации, дезинформация;

финансовое подавление включает такие понятия, как инфляция, бюджетный дефицит, коррупция, хищение финансов, мошенничество;

психическое давление может выражаться в виде хулиганских выходок, угрозы и шантажа, энергоинформационного воздействия.

Основными способами неправомерного овладения информацией являются ее разглашение, утечка и несанкционированный доступ к ее источникам.

Каждому из условий неправомерного овладения конфиденциальной информацией можно поставить в соответствие определенные каналы, определенные способы защитных действий и определенные классы средств защиты или противодействия.

 

Выводы

Изложенное в этой главе можно кратко сформулировать так:

1. Информация – это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб.

2. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам.

3. В современных условиях безопасность информационных ресурсов может быть обеспечена только комплексной системой защиты информации.

4. Комплексная система защиты информации должна быть: непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной.

5. Система защиты информации должна опираться на систему видов собственного обеспечения, способного реализовать ее функционирование не только в повседневных условиях, но и в критических ситуациях.


| Назад | Наверх |


Сайт создан в системе uCoz