Наиболее распространенные угрозы доступности.
Самыми частыми и самыми опасными (с
точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных
пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц,
обслуживающих информационные системы.
Иногда такие ошибки и являются
собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе,
вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут
воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). По
некоторым данным, до 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок.
Пожары и наводнения не приносят
столько бед, сколько безграмотность и небрежность в работе.
Очевидно, самый радикальный способ
борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий
контроль.
Другие угрозы доступности
классифицируем по компонентам ИС, на которые нацелены угрозы:
· отказ пользователей;
· внутренний отказ информационной
системы;
· отказ поддерживающей инфраструктуры.
Обычно применительно к пользователям
рассматриваются следующие угрозы:
· нежелание работать с информационной
системой (чаще всего проявляется при необходимости осваивать новые возможности
и при расхождении между запросами пользователей и фактическими возможностями и
техническими характеристиками);
· невозможность работать с системой в
силу отсутствия соответствующей подготовки (недостаток общей компьютерной
грамотности, неумение интерпретировать диагностические сообщения, неумение
работать с документацией и т.п.);
· невозможность работать с системой в
силу отсутствия технической поддержки (неполнота документации, недостаток
справочной информации и т.п.).
Основными источниками внутренних
отказов являются:
· отступление (случайное или умышленное)
от установленных правил эксплуатации;
· выход системы из штатного режима
эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей или
обслуживающего персонала (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный
объем обрабатываемой информации и т.п.);
· ошибки при (пере)конфигурировании
системы;
· отказы программного и аппаратного
обеспечения;
· разрушение данных;
· разрушение или повреждение аппаратуры.
По отношению к поддерживающей
инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы:
· нарушение работы (случайное или
умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения,
кондиционирования;
· разрушение или повреждение помещений;
· невозможность или нежелание
обслуживающего персонала и/или пользователей выполнять свои обязанности
(гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза,
забастовка и т.п.).
Весьма опасны так называемые "обиженные"
сотрудники - нынешние и бывшие. Как правило, они стремятся нанести вред
организации-"обидчику", например:
· испортить оборудование;
· встроить логическую бомбу, которая со
временем разрушит программы и/или данные;
· удалить данные.
Обиженные сотрудники, даже бывшие,
знакомы с порядками в организации и способны нанести немалый ущерб. Необходимо
следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа (логического
и физического) к информационным ресурсам аннулировались.
Опасны, разумеется, стихийные бедствия
и события, воспринимаемые как стихийные бедствия,- пожары, наводнения,
землетрясения, ураганы. По статистике, на долю огня, воды и тому подобных
"злоумышленников" (среди которых самый опасный - перебой
электропитания) приходится 13% потерь, нанесенных информационным системам.