Основные угрозы конфиденциальности.
Конфиденциальную информацию
можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например,
пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в
информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно
опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей
информации, в том числе предметной.
Даже если информация хранится
в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее
конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.
Многим людям приходится
выступать в качестве пользователей не одной, а целого ряда систем
(информационных сервисов). Если для доступа к таким системам используются
многоразовые пароли или иная конфиденциальная информация, то наверняка эти
данные будут храниться не только в голове, но и в записной книжке или на
листках бумаги, которые пользователь часто оставляет на рабочем столе, а то и
попросту теряет. И дело здесь не в неорганизованности людей, а в изначальной
непригодности парольной схемы. Невозможно помнить много разных паролей;
рекомендации по их регулярной (по возможности - частой) смене только усугубляют
положение, заставляя применять несложные схемы чередования или вообще стараться
свести дело к двум-трем легко запоминаемым (и столь же легко угадываемым)
паролям.
Описанный класс уязвимых мест
можно назвать размещением конфиденциальных данных в среде, где им не обеспечена
(зачастую - и не может быть обеспечена) необходимая защита. Угроза же состоит в
том, что кто-то не откажется узнать секреты, которые сами просятся в руки.
Помимо паролей, хранящихся в записных книжках пользователей, в этот класс
попадает передача конфиденциальных данных в открытом виде (в разговоре, в
письме, по сети), которая делает возможным перехват данных. Для атаки могут
использоваться разные технические средства (подслушивание или прослушивание
разговоров, пассивное прослушивание сети и т.п.), но идея одна - осуществить доступ
к данным в тот момент, когда они наименее защищены.
Угрозу перехвата данных
следует принимать во внимание не только при начальном конфигурировании ИС, но
и, что очень важно, при всех изменениях. Весьма опасной угрозой являются...
выставки, на которые многие организации, недолго думая, отправляют оборудование
из производственной сети, со всеми хранящимися на них данными. Остаются
прежними пароли, при удаленном доступе они продолжают передаваться в открытом
виде. Это плохо даже в пределах защищенной сети организации; в объединенной
сети выставки - это слишком суровое испытание честности всех участников.
Еще один пример изменения, о
котором часто забывают, - хранение данных на резервных носителях. Для защиты
данных на основных носителях применяются развитые системы управления доступом;
копии же нередко просто лежат в шкафах и получить доступ к ним могут многие.
Перехват данных - очень
серьезная угроза, и если конфиденциальность действительно является критичной, а
данные передаются по многим каналам, их защита может оказаться весьма сложной и
дорогостоящей. Технические средства перехвата хорошо проработаны, доступны,
просты в эксплуатации, а установить их, например на кабельную сеть, может кто
угодно, так что эту угрозу нужно принимать во внимание по отношению не только к
внешним, но и к внутренним коммуникациям.
Кражи оборудования являются угрозой
не только для резервных носителей, но и для компьютеров, особенно портативных.
Часто ноутбуки оставляют без присмотра на работе или в автомобиле, иногда
просто теряют.
Опасной нетехнической угрозой
конфиденциальности являются методы морально-психологического воздействия, такие
как маскарад - выполнение действий под видом
лица, обладающего полномочиями для доступа к данным (см., например, статью Айрэ
Винклера "Задание: шпионаж" в Jet Info, 1996, 19).
К неприятным угрозам, от
которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На
многих типах систем привилегированный пользователь (например системный
администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ
к почте любого пользователя и т.д. Другой пример - нанесение ущерба при
сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ
к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных
механизмов.
Таковы основные угрозы,
которые наносят наибольший ущерб субъектам информационных отношений.